27 апреля 2024     

Общество   

Дом, где разбиваются надежды

Красноречивее слов — фотографии. Они сделаны в доме по улице Республики, 212. На него не падала бомба, не было взрывов внутри, его не захватывали террористы. В доме живут люди. Разные — пенсионеры и молодые, одинокие и семьи, инвалиды и дети. Живут в условиях, не совместимых с нормальной жизнью. Это дом блочного типа, где на восемь комнат один хозяйственный блок — кухня, умывальник, туалеты, душевые. Именно эти хозблоки и находятся в состоянии самой настоящей разрухи.

«Ваше обращение передано»

Дом в советское время был общежитием камвольно-суконного комбината — одного из крупнейших промышленных предприятий области. С перестройкой общежитие, как и другие ведомственные дома, передали на содержание городу, и началась его новая история. Кто только не обслуживал дом! Компании менялись, а внутридомовые сети старели и приходили в негодность. Сейчас на кухнях нет электророзеток для плит, во всех туалетах и душевых — сырость, вода течет и с потолков, и из ржавых труб, скапливается на полу, оседает на стенах. Они (стены) сплошь покрыты черной слизью, дышать в этих помещениях абсолютно нечем. Изъеденные крысами перекрытия, полчища тараканов, зияющая открытыми люками шахта мусоропровода…

Жители дома обратились в редакцию «Тюменских известий» с просьбой помочь хоть в чем-нибудь. Мы побывали в доме, повстречались с его жителями. Майя Бабаева живет здесь с 1990 года. Правда, последние полтора года работала по договору и жила на Дальнем Востоке. Сейчас вернулась.

— Сначала даже не хотела заходить, — говорит она. — Но куда деваться? Денег на квартиру ни у меня, ни у мужа нет. Дочери с детьми живут в съемном жилье, внукам здесь просто опасно.

В течение ряда лет жители направляли просьбы о помощи в разные инстанции, но суть всех ответов сводилась к одному: «Ваше обращение передано в администрацию города Тюмени для принятия мер».

Что же администрация? Приводить ответы-отписки должностных лиц не станем, тем более что многих уже нет на прежнем месте. Да и зачем? Важно узнать, какова перспектива дома сейчас. Начальник отдела по капитальному ремонту жилищного фонда департамента городского хозяйства Евгений Васюков резко ответил: «Никто не даст вам информацию о возможности проведения капитального ремонта в этом доме, так как денег на капремонты домов на 2014 год не выделено вообще». Однако, посмотрев в некоторые документы, добавил, что в 2009 году в доме № 212 делали ремонт инженерных сетей в подвале. И, перейдя с официального тона на простой человеческий язык, заключил: «А что, кто-то должен убирать за ними их помои?» (Было сказано словечко покрепче. Не матом, но…). В отделе управления жилищным фондом сообщили, что если процент муниципальных квартир небольшой, то за состояние дома отвечают сами жильцы, то есть собственники. Они могут создать ТСЖ или выбрать управляющую компанию, с которой и нужно решать все вопросы содержания дома.

«А что они хотели?»

Управляющая компания «Компромисс» (название-то какое!) обслуживает данный дом с весны этого года. А до того были муниципальная компания «Юг», ЖЭУ-8, «Компания Д», УК «Стимул». Кстати, никого жильцы, по их словам, не выбирали. Как-то самотеком смена происходила. Правда, в последний раз жильцов все же попытались собрать.

— Повесили объявление, что будет собрание по выбору управляющей компании, — рассказывают женщины из второго блока. — Мы вышли и видим, как возле нашего дома дерутся два мужика. Это были представители «Стимула» и «Компромисса». В прямом смысле дрались. Интересно, за что они бились? Неужели, чтобы привести наш дом в порядок?

Директор УК «Компромисс» Светлана Коляда в телефонном разговоре была довольно напориста. Вопросы не выслушивала, старалась говорить свое.

— Люди привыкли, что они живут в общежитии и им все должны. Менталитет людей не поменялся. Знаете, почему у них там все течет? Гидроизоляция в полу нарушена. Они должны поменять ее сами, это квартиры. Коммунальные квартиры, в которых несколько хозяев. А что они хотели? Они — собственники жилья. Мы готовы идти навстречу жильцам. Я сколько раз говорила: создавайте совет дома, следите за своим имуществом. Что касается нашей компании, мы выполняем все необходимые работы по содержанию общего имущества. Знаете, сколько денег мы потратили на остекление в подъездах! И где это остекление? Дыры зияют. Да там такой контингент, что сколько ни делай — бесполезно. Жалуются на лифт, а его шесть лет назад поменяли. Что касается открытых люков в мусоропроводе, так в соседнем доме по предписанию Роспотребнадзора мы крышки установили — их тут же все отодрали. Умудрились даже пружинный матрац в мусоропровод засунуть! В такой ситуации люди жалуются сами на себя. Не хотят жить нормально, не платят годами. Вы знаете, какой там долг за жильцами? Сходите в соседние дома — № 229, 233, и вы увидите разницу. Все зависит от контингента.

Такой вот контингент

Итак, жители сами во всем виноваты. Что же за контингент подобрался в 212-м доме? Оксана Павлова живет здесь с семи лет, сейчас ей 34. Говорит, что за все годы ремонта ни разу не было.

— Может, в подвале или на крыше, но только не внутри.

Она живет вдвоем с девятилетним сыном. Ее родители — в соседней комнате. Отец Оксаны Сергей Григорьевич Разбойников работал когда-то на КСК, теперь на пенсии. Подтверждает, что, начиная с 1990 года, ничего в доме не делалось.

— Конечно, у нас тут много неблагонадежных живет, — говорит Оксана. — По лестнице-то идти боишься, могут напасть.

Об отдельной квартире она даже не мечтает — зарплата продавца маленькая, ипотеку не потянуть.

В их квартире, кстати, хозблок отремонтирован. Новые краны, унитазы, на стенах кафель. Покрашены стены в коридоре, в кухню проведено электричество, и у каждого хозяина своя электроплита. Майя Бабаева живет в этой же квартире, она объясняет, что делали ремонт сами, за свои деньги.

— Денег-то ни у кого нет, так что работу растянули, видите, до сих пор не закончили. Доставали, кто как мог краску подешевле, двери и так далее. А что делать?

Она показывает трубы на полу, по которым проведена вода в комнаты — для установки стиральных машин. Электрокабель в кухню от общего щитка в коридоре проложен под полом. Сам щиток, кстати, не закрыт, в нем клубки проводов. А если замкнет?

— У нас уже был пожар, — говорят жильцы. — Сами потушили, сами и восстановили электроснабжение как смогли.

Идем по этажам, заходим в некоторые комнаты. В одной мужчина и женщина полулежат на диване, смотрят телевизор. Девочка лет восьми-девяти в школьной форме что-то жует. В комнате очень приличная мебель, пластиковое окно. Но в коридоре, туалете — уже знакомая нам плесень, затхлый воздух, сырость. Говорить с нами обитатели жилища не захотели.

В другой квартире знакомимся с молодым человеком в одних трусах на голом теле. Трезвый, сидит на диванчике в общем коридоре. Как выяснилось, работает в полиции. Вступает в разговор охотно.

— У меня отец работал участковым в Ярковском районе. Я же решил выбраться в Тюмень. Вот, снимаю здесь комнату за восемь тысяч, плюс тараканы. У меня брат недалеко, в похожем доме снимает комнату. Там поприличнее, но и подороже. А для меня даже две тысячи — деньги.

Пенсионерка Тамара Ивановна приехала в дом десять лет назад из Винзилей. Купила здесь комнату.

— Так сложились обстоятельства, — говорит она. — Дети у меня умерли, оставаться в поселке не могла, а денег больше ни на что не хватило.

В их квартире, где тоже восемь хозяев, все примерно такого же достатка. Делать ремонт им не на что. Так и живут в плесени, с разбитыми раковинами и текущими кранами.

Мария Арипова — инвалид-колясочник. В коляске уже 10 лет. Главная проблема — выбраться на улицу с четвертого этажа. Коляска в лифт не входит, а по ступенькам спуститься трудно. Во-первых, нет пандуса. Во-вторых, как только начинаются морозы, вся лестница покрывается льдом — в подъезде холодина.

— Начиная с октября и по апрель, сижу дома. В остальное время меня сын выносит на руках вместе с коляской.

Про лестницу — особая история. Первоначально вход в подъезд был посередине между двумя блоками. Потом на первом этаже открыли магазин, тот вход закрыли и сделали другой — прямо напротив лифта. А напротив нового входа — выход во двор. Вот и получается сквозняк. Двери, естественно, не закрываются, ветер дует напропалую, лифт сразу замерзает и прекращает работу, лестница заледеневает, в подъезде туман, ничего не видно. Люди карабкаются наощупь или с фонариками. И так — каждый год.

— Приходите к нам зимой, — приглашают женщины. — Можете на санках по лестнице прокатиться…

Вопросы без ответов

Подводя итоги увиденного, мы не нашли ответа на извечные вопросы, кто виноват и что делать. Но твердо уверены: люди не должны так жить. Какими бы ни были, они — граждане нашей страны, Конституция которой гарантирует им право на жилище. При этом пункт 2 статьи 40 гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления… создают условия для осуществления права на жилище». Вряд ли в главном законе страны под словом «жилище» имеется в виду то, что мы увидели в доме № 212 по улице Республики, — нечеловеческие условия для проживания. Да, принят Жилищный кодекс, который обязывает собственников жилых помещений самим содержать свое имущество. Но при передаче жилья в руки граждан разве не обязаны были органы власти привести это жилье в нормальное техническое состояние? В данном доме этого явно не было сделано. И теперь, конечно, можно валить все на исключительно «неблагонадежный контингент».

И еще на некоторые вопросы мы не нашли ответа. Зачем, например, нужен отдел по капитальному ремонту домов, в котором числится семь специалистов, если ремонтов не будет, так как денег нет? Или зачем нужен отдел по управлению жилищным фондом, в котором трудится семь человек, если собственники сами должны отвечать за управление своим домом, а отдел никаким образом этот процесс не контролирует? Для чего нужен отдел по содержанию жилищного фонда, штат которого насчитывает шесть единиц, если содержание этого фонда лежит на плечах граждан? Все эти отделы входят в состав департамента городского хозяйства администрации Тюмени.

Свалка — на контроле прокуратуры

К депутату Тюменской областной Думы Николаю Барышникову обратились жители трех тюменских домов. И получили конкретную помощь.
На прием к депутату в региональную общественную приемную партии «Единая Россия» пришла Дроздова Надежда Леонидовна. Она принесла заявление от жителей трех соседних домов: ул. Локомотивная, 100, ул. Восстания, 16 и 18.
«Наше жилье — это бараки на четыре квартиры, — написали авторы. — Все ремонты производим своими силами. Территория наша не благоустроена и не убирается. Мусор не вывозился с февраля 2013 года. Один раз вывезли в августе 2013 года после многочисленных жалоб устных и письменных в различные инстанции. Жилье наше признано ветхим и подлежит сносу — так нам объяснили в ТРИЦе в июле 2013 года, и что оплата с нас взиматься не будет, только за использование воды. Наши дома передали управляющей компании ООО «Универсал ТВН». За август выставили счет на оплату в сумме 809 рублей 96 копеек. Должны были сделать перерасчет, но за сентябрь пришел счет 2276-99 руб.»
Николай Павлович обратился с письменным запросом к прокурору Тюменской области
В.А. Владимирову. И получил ответ: «Прокуратурой области рассмотрено Ваше обращение о нарушениях жилищных прав жителей дома № 100 по ул. Локомотивная и № 16, № 18 по ул. Восстания г. Тюмени. Установлено, что заключениями межведомственной комиссии от 28.09.2012 № 117 и от 31.10.2012 № 125 указанные жилые дома признаны аварийными и подлежащими сносу. Решением администрации г. Тюмени от 17.10.2011 № 471-рк проведение оценки соответствия жилых помещений в многоквартирном доме № 16 по ул. Восстания запланировано в 2014 году.
Довод о нарушениях при начислении платы за содержание и ремонт жилых помещений в указанных многоквартирных домах нашел подтверждение, в связи с чем прокуратурой Калининского АО внесено представление об устранении нарушений закона директору ООО «Универсал ТВН». В ходе проверки ООО «Универсал ТВН» в ОАО ТРИЦ направлена информация о перерасчете платы за содержание и ремонт жилого помещения за август 2013 года, а также за услугу вывоза бытовых отходов с применением понижающего коэффициента (0,5%) за период с 01.06.2013 по 31.10.2013 по многоквартирным домам, признанным аварийными и подлежащими сносу.
Вместе с тем на прилегающей территории домов, в которых проживают заявители, обнаружены свалки мусора. Поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа, прокуратурой г. Тюмени по моему указанию внесено представление об устранении нарушений закона главе администрации Тюмени, в котором также поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Результаты рассмотрения представлений находятся на контроле прокуратуры области».

Фото Елены Алаевой.

Нравится

Статьи по теме

№101 (5778)
19.06.2013
Людмила Запрудина
Репортаж как начало большого ремонта
№80 (5757)
16.05.2013
Людмила Запрудина
Будет вам ремонт. Чтоб мне провалиться!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"