Спусковой крючок фотографа...
Перефразирую всем известные строчки: «Фото может убить, фото может спасти, фото может полки за собой повести». Согласитесь, что это так?! О роли фотографии в нашей жизни я и хочу поговорить.

Сделанный в Судане снимок фотожурналиста Кевина Картера, получившего за него в 1994 году Пулицеровскую премию
Текст — и фото. Как со временем изменился «удельный вес» того и другого! Раньше безусловный приоритет (в той же газете) отдавали тексту, сегодня культурологи пишут о «давлении визуальности». Мол, читать текст — это работа, это сложно и долго, а показали тебе фото — и все понятно без слов. Народная мудрость как будто подтверждает этот тренд: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (в нашем случае «прочитать»).
По сравнению с текстом у фото короткая история: официально признанным годом рождения считается 1839. За последние полвека фотография стала настолько распространенной и повсеместной, что изменила наше представление об идеалах. Сколько раз, думая о долгожданном отдыхе, вы представляли пальмы и бирюзовую кромку океана? Это потому, что наша память «забита» таким приторно-сладким фотоглянцем, презентующим идеальный отдых. Когда кто-то говорит «красотка», то всплывают образы худых и длинноногих девушек, опять-таки растиражированных гламурными фотографами.
А еще фотография тихо изменила нашу жизнь. Судите сами: дети в школах не записывают домашнее задание в дневник, а фотографируют. Мамы на праздниках не радуются за детей, а стараются сделать классные снимки.
Как грибы после ядерного дождя множатся курсы и школы фотомастерства. Повальное увлечение селфи заставляет подозревать людей в фотонарциссизме. МВД, озаботившись случаями нелепых смертей во время селфи, разработало памятку. В ней есть «замечательные» по абсурдности слова: «Делай безопасные селфи. Крутое селфи может стоить тебе жизни». Вдумайтесь в это! Форма побеждает содержание. Люди готовы ради красивой формы (фото, выложенного в соцсети на зависть друзьям) лишится настоящего содержания (под которым мы понимаем саму жизнь).
Вмонтированные в телефоны фотокамеры становятся жизненно необходимыми. Мы «кадрируем» наше бытие: еда, отдых, работа, дом, семья, друзья… Социальные сети усугубляют эту страсть, подгоняют, подхлёстывают: вы всё свою кошечку выставляете? А эти вон, глядите, верхом на жирафе сфотографировались!..
Сегодня фотография (к профессионалам высокого класса не относится) — это не высокое искусство, хотя весь XX век она самоутверждалась в этом качестве, споря с живописью. Сегодня фотография — это техническая возможность запечатлеть всё, до мельчайших и интимнейших подробностей. Сегодня фотография — почти рутина, засасывающая и не отпускающая.
У испанского писателя Артуро Переса-Реверте есть роман «Баталист» о военном фотографе. Спусковым крючком для развития сюжета стала фотография хорватского ополченца. Эта единственная фотография, попавшая на обложку журнала, сломала жизнь бедному пареньку. Из-за этой фотографии сербы убили его семью, его пытали, но он выжил и хотел отомстить… Но не буду пересказывать, книга тяжела и увлекательна одновременно, так что читайте.
Другой яркий пример — фотожурналист Кевин Картер, получивший Пулицеровскую премию в 1994 году за снимок, сделанный в Судане. Он сфотографировал умирающую от голода девочку, поодаль от которой приземлился стервятник. Понятно, что девочка обречена. Фото, разрывающее сердце и заставляющее усомниться в том, что в мире есть справедливость. Многие были шокированы тем, что он не помог девочке, а спустя три месяца он покончил жизнь самоубийством.
Приводя эти примеры, я вспоминаю недавний пожар на улице Олимпийской. В сети сразу появились многочисленные фотографии и домов, и погорельцев. Люди любят снимать не только глянцево-прекрасную сторону жизни, но и ее самые тёмные стороны. Горе, бедствие, несчастье — все то, что умещается в ёмкое слово «жесть», распространяется с удивительной быстротой. Меня это пугает и настораживает. А вас?